29 ноября 2012

Про цели.

Лишь недавно заметила интересную закономерность.
Предыстория: вот уже на протяжении многих лет каждый год в первых числах января я пишу себе цели на год. Что я хочу в этом году сделать/получить/заработать/иметь итп. По мере достижения тех или иных целей в течении года я их вычеркиваю, а в конце года я делаю план-фактный анализ :) Самую заветную цель на год я знаю до первых чисел января и пишу ее на бумажке 31 декабря, жгу, в шампанское итп (такой вот ритуал в который я верю). Меня очень радует, что практически всех целей, поставленных на год я достигаю. Однако, есть и те, которых достичь не удалось.
С опытом проведения план-фактного анализа из года в год я увидела, что те цели, которые не были достигнуты обладают схожими признаками (одним или несколькими):
1. не имеют точной формулировки
2. не имеют конкретного критерия оценки, по которому можно однозначно сделать вывод о факте достижения цели.
3. имеют слишком обобщенный характер (вроде бы цель понятна и есть и п.1 и п.2. однако цель слишком обща и глобальна).
Вот например цель на год - совершенствование владением английского языка. Ээээ, как оценить что цель достигнута? А вот если переформулировать: Прослушать 50 подкастов, перевести 50 песен, прочитать 3 книги на английском, выполнить все упражнения на грамматику из книжки N. То и подступиться к этой цели гораздо легче, и оценить результат гораздо проще, и вообще ее можно достичь (ведь выполнение такой цели приведет к "совершенствованию владением английским"). Или вот к примеру: чтение художественной литературы. Может я один рассказ в 2 страницы за год прочитаю. Получается я вроде бы и читала художественную литературу, а вроде и нет. Я же не совсем то имела в виду. А вот если так: прочитать минимум 12 книг художественной литературы. Или: прочитать следующий список книг художественной литературы (1,2,3..). Или вот еще цель (собственно именно она меня на эту мысль и натолкнула): стать красивой и ухоженной девушкой. ????? Относительно чего или кого? Я уже не помню какая я была в начале года и не могу понять что изменилось сейчас (а не изменилось принципиально ничего). Ухоженная? (а что это?). Красивая? (а что это для меня - красота?). Совершенствоваться профессионально (в те же ворота) и еще много примеров было у меня.
Подводя итог вышесказанному, я сделала для себя вывод, что нужно более конкретно формулировать цели избегая вышеперечисленных пунктов.

1 комментарий:

umniks комментирует...

С вовзвращением в блог! =)